Ниже приводим выдержки из статьи, опубликованной в газете «Тюменская правда».
Свинца мало не бывает. Лёгкая батарея не может быть качественной
Сергей ШИЛЬНИКОВ
Ноябрьский выпуск популярного среди автолюбителей журнала «За рулем» преподнес сенсацию. По версии журнала, «TYUMEN BATTERY Лидер» признан лучшим аккумулятором 2013 года среди всех иностранных и отечественных аккумуляторных батарей, представленных на территории России. Вице-чемпионкой стала аккумуляторная батарея MULTU (Турция). Третье место у ROYAL (один из брендов всемирно известной марки DELKOR, США).
По словам Александра Корелякова, генерального директора ОАО «Тюменский аккумуляторный завод», признание «За рулем» для него случилось неожиданно:
– Нас не любят, все время пытаются оттеснить. Однако параметры нашего аккумулятора оказались настолько высокими, что им, видимо, стало стыдно. Все время звонили: мол, расскажите, как вам удалось этого добиться. Пришлось объяснять. Нам не верили: мол, что-то вы хитрите. Откуда у вашего аккумулятора такие параметры? Но совесть есть совесть. Так мы оказались выше всех.
«TYUMEN BATTERY Лидер», выпускаемая после ребрендинга под названием «TYUMEN BATTERY PREMIUM», завоевала первое место, «TYUMEN BATTERY» стала восьмой.
В этом году накануне зимы «За рулем» традиционно отправил на экспертизу партию аккумуляторов всех марок, купленных в специализированных магазинах автозапчастей Москвы. Вышло 27 наименований, укладывающихся в габариты: длина – 242 , ширина – 175, высота – 190 миллиметров. Разные производители уместили в этот диапазон заявленные емкости от 60 до 66 Aмпер-часов.
Испытания проводил научно-исследовательский центр (автомобильной техники) 3-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны РФ (НИИЦ АТ 3 ЦНИИ МО РФ).
И здесь «За рулем» ждала «сенсация»: четыре батареи «оказались таким … (ругательства пропустить), что померли сразу на старте. Неудачников без разговоров задвинули в хвост таблицы. Баллы получили только те аккумуляторы, которые выдержали весь комплекс испытаний. «Самой громкой сенсацией оказалось первое место. Оторвавшись от пелотона больше чем на балл – и это при пятибалльной шкале оценок, – победу одержала отечественная батарея! В последний раз такое случалось, дай бог памяти, в 2004 году. На этом впору объявлять перерыв, чтобы дать волю эмоциям!» – сообщает «За рулем».
Журнал предпринимает собственное расследование, звонит в Тюмень: «Что за батарея «TYUMEN BATTERY Лидер»? На сайте Тюменского аккумуляторного завода такого продукта нет, хотя эмблема явно родная. Там соглашаются: наше! А на сайте нет потому, что в ходе ребрейдинга заменили имя: вместо «Лидер» теперь PREMIUM».
«Теперь самое интересное. Батареи «Лидер» делают на конвейере, на отдельной ветке. Технология та же, что применяется при изготовлении стационарных аккумуляторов для различных энергетических объектов, а также для нужд космодромов и прочих солидных организаций. Объем выпуска – примерно 15-20% количества «просто батарей» (тех, которые завоевали восьмое место. – С.Ш.). Ну а дальше можно не объяснять. Степень чистоты свинца, идущего на такие объекты, конечно же, максимально возможная. То же относится и к другим компонентам. Вдобавок собирают едва ли не вручную – отсюда и высокий результат…
И вот я на заводе, беседую с главным технологом Евгением Хориным.
– «Аккумуляторы сделаны на отдельной ветке конвейера чуть ли не вручную, отсюда и качество» – по-моему, круто! Можно сказать, «открытие» в области технологии машиностроения, – пересказывая для затравки журнальную выдержку, замечаю я. – Хотя, с другой стороны, такие вещи вставляются для «красного словца», для иронической связки. Сам этим грешу.
Главный технолог, которого сентенция, надо полагать, зацепила, отвечает, что он давно не обращает внимания на подобные вещи.
Хорин показывает корпус батареи, которые завод производит штучно «для космодромов и прочих солидных организаций». К примеру, вот эта ушла в Газпром. Задача была поставлена следующим образом: есть компрессор фирмы Rolls-Royce на магистральном газопроводе стоимостью в несколько миллионов «их рублей». Когда электроэнергия по какой-то причине пропадает, громадная крыльчатка компрессора крутится по инерции «еще минут сорок»; нужно сделать так, чтобы насос, подающий масло на подшипники крыльчатки, продолжал работать за счет аккумуляторной батареи. «Система должна быть абсолютно надежной, – предупредил заказчик, – иначе мы вас разорим!». Сделали, работает. Примерно такими же батареями Тюменский аккумуляторный завод оснастил Байконур: срок работы, по требованию заказчика, – 20 лет.
Главный технолог не хочет вдаться в подробности – что и для кого делается, а вот насчет технологии – это, пожалуйста, «можем пройтись по цехам». Прямо по курсу стоят четыре новехонькие мельницы американского производства, приготовляющие свинцовый порошок, который идет на изготовление так называемой активной массы аккумулятора. От качества порошка многое зависит… Для производства хорошего аккумулятора, просвещает технолог, нужны три составляющих: новейшие технологии, новое оборудование «не китайского производства» и квалифицированный персонал.
Евгений Хорин напоминает, что в России нет заводов DELKOR, равно как производств VARTA, все, что представлено у нас под этими брендами, делается точно не в США и не в Германии. Однако DELKOR уже объявил, что в 2015 году намеревается открыть предприятие в нашей стране. А это более чем серьезно. На Тюменском аккумуляторном заводе готовятся, как могут: оборудование – немецкое, итальянское и австрийское, то есть не ориентируются только на США.
Для наглядности, главный технолог обращает мое внимание на немецкую автоматическую линию, производящую решетки для электродов аккумуляторов:
– Смотрите, решеточка-то с окоемочкой! Это позволяет свинцовой пасте прочно держаться на электродах. В России нет ни у кого такого оборудования! – с гордостью говорит Хорин… На заводе решетки электродов (правильно называть их токоотводами) всех видов аккумуляторных батарей, в том числе для важнейших отечественных объектов, производятся исключительно на импортных линиях – ну не штучно же их делать!
Судя по тексту, «За рулем» об этом знает, но цепляет хорошо – молодцы.
…– А кстати, просветите насчет материалов токоотводов: помнится, года три назад вся «прогрессивная рыночная общественность» сходила с ума от токоотводов «кальций-кальций», утверждая, что аккумуляторы с такими токоотводами однозначно лучше.
Обычный трюк, отвечает главный технолог. Свинцово-сурьмянистые решетки дороже свинцово-кальциевых, которые предназначены для аккумуляторов, эксплуатирующихся в условиях умеренных температур. Когда температуры низкие, желательно применять свинцово-сурьмянистые сплавы. В условиях Сибири свинцово-кальцевые токосъемники годятся только для отрицательных электродов, при этом «плюсовой» токоотвод надо делать из свинцово-сурьмянистого сплава. В противном случае происходит вот такая штука – технолог чертит аккумуляторную банку в разрезе:
– Если начинаете заводить машину и «посадите» аккумулятор, то между положительным токоотводом и активным веществом аккумулятора образуется тончайшая окисная пленка (токоотвод окисляется), которую ничем не разрушишь. Аккумулятор придется выбросить: вновь зарядить его невозможно!
Поэтому, когда рыночные эксперты, настоящие и мнимые, расхваливают «кальций-кальций», нужно помнить об этом и разбираться с условиями эксплуатации.
В этом году «За рулем» замахнулся, можно сказать, на святое: нанес удар по трюку под названием «борьба с весом» (свинец, как известно, очень тяжелый). «Когда масса батареи на несколько килограммов ниже «средней температуры по больнице», невольно возникают вопросы: куда делся свинец и откуда взяться нужным параметрам в его отсутствие?» (цитирую журнал).
Другими словами, чем тяжелее батарея, тем лучше. Средняя масса батарей, занявших первые десять мест, – 15,9 кг. Лидером по использованию свинца, как и практически по всем другим показателям (четырем из пяти), является «TYUMEN BATTERY Лидер» – 16,91 кг. Столько же весит «TYUMEN BATTERY PREMIUM». Новая версия отличается дизайном, начинкой не отличается, хотя, наверное, был соблазн.
В себестоимости аккумулятора свинец занимает более пятидесяти процентов, поэтому производители благосклонно относятся к развернутой рыночниками кампании по борьбе «за снижение веса» (делается это под маркой удобства для потребителя). Некоторые недобросовестные производители настолько увлеклись, что часть электродов заменяют пластиковыми вставками – мошенничество в чистом виде! Как показали тестовые испытания, эксплуатировать такие батареи невозможно, зато по части снижения веса они «впереди планеты всей».
…Теперь рыночные «эксперты» на полном серьезе утверждают, что отечественные аккумуляторы не могут быть качественными по определению, поскольку делаются из «вторичного свинца» (имеется в виду свинец из лома).
Интересно, а из чего еще аккумуляторы могут делать? Все ведущие мировые производители используют свинец из лома. Свинца из руды в мире выплавляется не более десяти процентов. Логика элементарна: миллионы машин – и у каждой аккумулятор. В природе просто нет такого количества свинца!